Генеральный директор АНО «Центр стратегических проектов» Елена Годовых в интервью сетевому изданию «MOS Today» обсудила предложение сенаторов о необходимости формирования гражданской позиции у школьников для учета общественных потребностей при выборе профессии. По статистическим данным, только 40% россиян ориентируются на собственные желания при выборе профессии, поэтому Елена Годовых считает, что изучение истории, культуры Родины, а также понимание экономических, политических и исторических процессов, связанных со страной, являются важными аспектами профориентации.
— Здесь очень важно не впадать в популистские лозунги типа «любить Родину». Основная задача — показать реальные возможности, где и государство может быть полезно ребенку, и ребенок в будущем, в своей профессии, сможет быть полезен государству. Важно, чтобы разговоры с молодыми людьми были откровенными, ведь именно когда они понимают, что могут сделать для Родины, какие есть возможности для их реализации, какие навыки востребованы сейчас и будут нужны в будущем, формируется любовь к Родине, патриотизм и гражданская позиция. Необходима честная профориентация, где мы показываем, что дети могут сделать и какой результат это даст. Начинать стоит с небольших шагов, с задач, которые можно внедрять не только в производственной сфере, но и в социальной, например, когда ребята могут реализовываться через проектную деятельность, — отмечает Елена Годовых.
Елена Годовых отметила, что особое значение тут имеет качество базового образования. Дети должны хорошо знать историю, разбираться в исторических, политических, экономических процессах.
— Преподавателям также можно фиксировать внимание детей на процессе профориентации через интересную форму подачи, когда дети могут проявлять свои знания, в том числе в викторинах. В ходе такой игры нужно подводить детей к самостоятельным выводам, как те или иные события влияют на их будущее. Но это должно быть не только через искренность, но и через настоящих героев и лидеров мнений. Это могут быть и сами ребята, и активисты, которые участвуют в профориентационном процессе. И здесь как раз возникает большая проблема подготовки педагогов, профориентаторов, профессионалов, которые могут пойти и заниматься профориентационной работой, разбираясь в той или иной специальности, которая имеет хорошую базу общего образования, — подвела итог Елена Годовых.