По данным «РИА Новости» на встрече лидеров России и Азербайджана глава Минтранса Виталий Савельев заявил о развитии международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». К участию в проекте приглашаются все заинтересованные страны.
Генеральный директор ООО «Нефтехимтранс», ГК «РусИранЭкспо» Александр Шаров сообщил, что грузы для МТК «Север-Юг» есть:
— В 2023 году в Индию, Южную и Юго-Восточную Азию было отгружено около 120-150 млн т нефти, угля, удобрений, зерновых, пиломатериалов, металла, контейнеров, но это все было отгружено через перегруженные порты АЧБ и Дальнего Востока. Примерная стоимость только портовой перевалки и фрахта более $ 100 за тонну, плюс перевозка по железной дороге от завода или шахты до порта.
По словам эксперта, стоимость транспортировки груза по МТК «Север-Юг» на данное время составляет от завода по восточной ветке до Индии и стран АСЕАН $ 120 за тонну даже на груз в контейнере, а генеральные грузы могут быть доставлены по еще меньшим ставкам:
— Но почему грузы не идут по МТК «Север-Юг», несмотря на все бравурные заявления всех ветвей власти и транспортных компаний? Грузы по прежнему отправляются через перегруженные порты АЧБ и Восточного полигона и никто по настоящему не пробует МТК «Север-Юг», который уже сейчас может пропустить дополнительные 10 млн т.
— Все ратуют за строительство железнодорожной ветки «Решт-Астара», когда, мол ее построят, так сразу все дружно и поедем! — рассказал Шаров. — Строительство займет в лучшем случае 5 лет, дорога пройдет 167 км по болотистой почве, будет построено 8 тоннелей, 20 мостов. На самом деле это банальное отвлечение внимания на негодный объект. А через 6 лет новый президент будет.
Александр Шаров считает, что сейчас можно дополнительно запустить по уже существующей портовой и железнодорожной инфраструктуре 10 — 15 млн т груза, нужно просто перегнать суда с АЧБ и перебросить вагоны с Восточного полигона:
— Но где грузы для МТК «Север-Юг»? Нынешнему руководству железнодорожных компаний, перегруженным портам в АЧБ и Дальнего Востока и грузовладельцам выгодно именно такое положение дел и для своих компаний и для своего кармана. Одна надежда есть на простаивающих экспедиторов СПб и ужесточение условий прохода датских проливов.